Поиск:  
 
Примеры: ГОСТ Р 34.1980.4-93   Нефть   28906-91   охрана труда   методика пожар   50571   Геоинформационная система   Промышленная безопасность
 
Добавить в избранное
Размещение рекламы
в документах

Экспертиза промышленной безопасности

Закладки Нормативные документы ГОСТы Тендеры Услуги! Форум
Разместить рекламу на этом месте

ГОСТ Р 12.0.008-2009


Показать отсканированные страницы | Скачать PDF
Документ:ГОСТ Р 12.0.008-2009
Название:Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организациях. Проверка (аудит)
Название на английском:Occupational safety standards system. Occupational safety and health management systems in organizations. Audit
Область применения:Настоящий стандарт содержит руководящие указания по принципам аудита, управлению программами аудита, проведению аудита системы управления охраной труда, а также по компетентности аудиторов для проведения этих аудитов.
Настоящий стандарт предназначен для организаций, которым необходимо проводить внутренние и/или внешние аудиты системы управления охраной труда или управлять программами аудита
Статус документа:действующий
Дата издания:09.12.2009
Дата последнего изменения:19.07.2010


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

image002.jpg

НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ

ГОСТ Р
12.0.008-
2009

Системастандартовбезопасноститруда

СИСТЕМЫУПРАВЛЕНИЯОХРАНОЙТРУДА ВОРГАНИЗАЦИЯХ

Проверка (аудит)

image004.jpg

Москва

Стандартинформ

2010

Предисловие

ЦелиипринципыстандартизациивРоссийскойФедерацииустановленыФедеральнымзакономот 27 декабря 2002 г. 184-ФЗ«Отехническомрегулировании», аправилаприменениянациональных стандартовРоссийскойФедерации-ГОСТР 1.0-2004«СтандартизациявРоссийскойФедерации. Основныеположения»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАНРабочейгруппой, состоящейизпредставителейФедерацииНезависимыхПрофсоюзовРоссии, Российскогосоюзапромышленниковипредпринимателей, ООО«Экожилсервис»и УчрежденияФедерацииНезависимыхПрофсоюзовРоссии«Научно-исследовательскийинститутохранытрудавг. Екатеринбурге»

2 ВНЕСЕНТехническимкомитетомТК 251 «Безопасностьтруда»

3 УТВЕРЖДЕНИВВЕДЕНВДЕЙСТВИЕПриказомФедеральногоагентствапотехническомурегулированиюиметрологииот 10 августа 2009 г. 284-ст

ВнастоящемстандартеучтеныосновныенормативныеположенияМОТ-БГТ 2001 «Руководящие принципыпосистемамуправлениябезопасностьюигигиенойтруда»1) (ILO-OSH2001 «Guidelinesonoccupationalsafetyandhealthmanagementsystems»).

ВнастоящемстандартереализованынормыразделаXТрудовогокодексаРоссийскойФедерации от 30 декабря 2001 г. 197-ФЗсизменениямиидополнениями

4 ВВЕДЕНВПЕРВЫЕ

Информацияобизмененияхкнастоящемустандартупубликуетсявежегодноиздаваемом информационномуказателе«Национальныестандарты», атекстизмененийипоправок-вежемесячноиздаваемыхинформационныхуказателях«Национальныестандарты». Вслучаепересмотра (замены) илиотменынастоящегостандартасоответствующееуведомлениебудетопубликовано вежемесячноиздаваемоминформационномуказателе«Национальныестандарты». Соответствующаяинформация, уведомлениеитекстыразмещаютсятакжевинформационнойсистемеобщего пользования-наофициальномсайтеФедеральногоагентствапотехническомурегулированиюи метрологиивсетиИнтернет

1)ВофициальныхисточникахМОТнарусскомязыкеприводитсявариантпереводаМОТ-БГТ 2001 «Руководящиепринципыпосистемамуправлениябезопасностьюигигиенойтруда» (ILO-OSH2001 Guidelinesonoccupationalsafetyandhealthmanagementsystems). ОднаковРоссиинекоторыеспециалистыиспользуютдругой вариантпереводасанглийского-МОТ-СУОТ 2001 «Руководствопосистемамуправленияохранойтруда».

Содержание

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Принципы проведения аудита

5 Управление программой аудита

5.1 Общие положения

5.2 Цели и объем программы аудита

5.2.1 Цели программы аудита

5.2.2 Объем программы аудита

5.3 Ответственность за программу аудита, ресурсы и процедуры

5.3.1 Ответственность за программу аудита

5.3.2 Ресурсы для программы аудита

5.3.3 Процедуры программы аудита

5.4 Внедрение программы аудита

5.5 Записи по программе аудита

5.6 Мониторинг и анализ программы аудита

6 Проведение аудита

6.1 Общие положения

6.2 Организация проведения аудита

6.2.1 Назначение руководителя аудиторской группы

6.2.2 Определение целей, области и критериев аудита

6.2.3 Определение возможности проведения аудита

6.2.4 Формирование аудиторской группы

6.2.5 Установление первоначального контакта с проверяемой организацией

6.3 Анализ документов

6.4 Подготовка к проведению аудита на месте

6.4.1 Подготовка плана аудита

6.4.2 Распределение работ между членами аудиторской группы

6.4.3 Подготовка рабочих документов

6.5 Проведение аудита на месте

6.5.1 Проведение предварительного совещания

6.5.2 Обмен информацией в ходе аудита

6.5.3 Роль и обязанности сопровождающих лиц и наблюдателей

6.5.4 Сбор и верификация информации

6.5.5 Поведенческий аудит безопасности

6.5.6 Формирование выводов аудита

6.5.7 Подготовка заключения по результатам аудита

6.5.8 Проведение заключительного совещания

6.6 Подготовка, утверждение и рассылка отчета (акта) по аудиту

6.6.1 Подготовка отчета (акта) по аудиту

6.6.2 Утверждение и рассылка отчета (акта) по аудиту

6.7 Завершение аудита

6.8 Действия по результатам аудита

7 Компетентность и оценка аудиторов

7.1 Общие положения

7.2 Личные качества

7.3 Знания и навыки

7.3.1 Знания и навыки аудиторов системы управления охраной труда

7.3.2 Общие знания и навыки руководителей аудиторских групп

7.4 Образование, опыт работы, обучение на аудитора и опыт проведения аудита

7.4.1 Аудиторы

7.4.2 Руководитель аудиторской группы

7.4.3 Уровень образования, опыт работы, обучение на аудитора и опыт проведения аудита

7.5 Поддержание и повышение компетентности

7.5.1 Постоянный рост профессионализма

7.5.2 Поддержание компетентности в проведении аудитов

7.6 Оценка аудиторов

7.6.1 Общие положения

7.6.2 Процесс оценки

Библиография

 

Введение

МежгосударственныйстандартГОСТ 12.0.230-2007придаетособоезначениеаудитамкакметодуменеджментадляобеспечениямониторингаиопределенияэффективностиирезультативностисистемыуправленияохранойтрудаиееэлементовпообеспечениюбезопасностииохраныздоровья работниковипредотвращениюинцидентов. Аудитыявляютсятакжесущественнойчастьюдеятельностипооценкесоответствияприсертификации/регистрации, оценкепоставщиков, инспекционном контроле.

Настоящийстандартсодержитруководящиеуказанияпоуправлениюпрограммамиаудита, проведениювнутреннихиливнешнихаудитовсистемыуправленияохранойтруда, атакжепокомпетентности иоценкеаудиторов (экспертов). Стандартпредназначендляпотенциальныхпользователей, включая аудиторов (экспертов), организаций, внедряющихсистемууправленияохранойтруда; организаций, в которыхнеобходимопровестиаудитсистемыуправленияохранойтрудасогласнодоговораморганизаций, участвующихвсертификациииливобученииаудиторов (экспертов).

Указаниянастоящегостандартаявляютсягибкими. Использованиеэтихуказанийможетбытьразличнымвзависимостиотразмера, видадеятельности, сложностипроверяемыхорганизаций, атакже целейиобластиаудита. Ввыделенныхрамкахпредставленыдополнительныеуказанияилипримерыпо конкретнымвопросамввидепрактическихрекомендаций. Внекоторыхслучаяхонинаправленынаподдержкуиспользованиянастоящегостандартанамалыхпредприятиях.

Настоящийстандартсодержиттолькообщиеуказания, однакопользователимогутиспользовать ихдляразработкисвоихсобственныхтребований, связанныхсаудитом.

Руководящиеуказаниянастоящегостандартамогутбытьполезныдлялицилиорганизаций, заинтересованныхвмониторингесоответствиятребованиям, напримертребованиямзаконовилирегламентов.

НАЦИОНАЛЬНЫЙСТАНДАРТРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ

Системастандартовбезопасноститруда

СИСТЕМЫУПРАВЛЕНИЯОХРАНОЙТРУДАВОРГАНИЗАЦИЯХ

Проверка (аудит)

Occupational safety standards system. Occupational safety and health management systems in organizations. Audit

Датавведения 2010-07-01

1 Область применения

Настоящийстандартсодержитруководящиеуказанияпопринципамаудита, управлениюпрограммамиаудита, проведениюаудитасистемыуправленияохранойтруда, атакжепокомпетентностиаудиторовдляпроведенияэтихаудитов.

Настоящийстандартпредназначендляорганизаций, которымнеобходимопроводитьвнутренние и/иливнешниеаудитысистемыуправленияохранойтрудаилиуправлятьпрограммамиаудита.

2 Нормативныессылки

Внастоящемстандартеиспользованынормативныессылкинаследующиестандарты:

ГОСТ 12.0.230-2007Системастандартовбезопасноститруда. Системауправленияохраной труда. Общиетребования

ГОСТРИСО 19011-2003Руководящиеуказанияпоаудитусистемменеджментакачества и/илисистемэкологическогоменеджмента

Примечание-Припользованиинастоящимстандартомцелесообразнопроверитьдействиессылочныхстандартоввинформационнойсистемеобщегопользования-наофициальномсайтеФедерального агентствапотехническомурегулированиюиметрологиивсетиИнтернетилипоежегодноиздаваемомуинформационномууказателю«Национальныестандарты», которыйопубликованпосостояниюна 1 январятекущегогода, и посоответствующимежемесячноиздаваемыминформационнымуказателям, опубликованнымвтекущемгоду. Еслиссылочныйстандартзаменен (изменен), топрипользованиинастоящимстандартомследуетруководствоватьсязаменяющим (измененным) стандартом. Еслиссылочныйстандартотмененбеззамены, тоположение, в которомданассылкананего, применяетсявчасти, незатрагивающейэтуссылку.

3 Терминыиопределения

Внастоящемстандартепримененыследующиетерминыссоответствующимиопределениями:

3.1 аудит (проверка)-Систематический, независимыйидокументированныйпроцессполучения свидетельстваудита (3.3) иобъективногоихоцениваниясцельюустановлениястепенивыполнения критериеваудита (3.2).

[ГОСТРИСО 19011-2003, статья 3.1]

Примечания

1 Внутренниеаудиты, называемые«аудитамипервойстороны», проводитдлявнутреннихцелейсама организацияилиотееимени. Результатывнутреннегоаудитамогутслужитьоснованиемдлядекларацииосоответствии. Вомногихслучаях, особеннонамалыхпредприятиях, независимостьприаудитедемонстрируют отсутствиемответственностизадеятельность, котораяподвергаетсяаудиту.

[ГОСТРИСО 19011-2003, статья 3.1]

2 Внешниеаудитывключаютвсебяаудиты, называемые«аудитамивторойстороны»и«аудитамитретьей стороны». Аудитывторойстороныпроводятстороны, заинтересованныевдеятельностиорганизации, например потребителиилидругиелицаотихимени. Аудитытретьейстороныпроводятвнешниенезависимыеорганизации, которыепроводят:

- сертификациюорганизацииработпоохранетруданасоответствиетребованиямнормативныхправовых актов, содержащимгосударственныенормативныетребованияохранытруда,

- сертификациюсистемыуправленияохранойтруданасоответствиетребованиямГОСТ 12.0.230-2007, OHSAS18001.

3.2 критерииаудита (auditcriteria)-Совокупностьполитики, процедурилитребований

[ГОСТРИСО 19011-2003, статья 3.2]

 

3.3 свидетельствааудита (auditevidence)-Записи, изложениефактовилидругаяинформация, которыеимеютотношениеккритериямаудита (3.2) имогутбытьпроверены.

[ГОСТРИСО 19011-2003, статья 3.3]

 

3.4 выводы (наблюдения) аудита (auditfindings)-Результатоценкисобранныхсвидетельств аудита (3.3) насоответствиекритериямаудита (3.2).

[ГОСТРИСО 19011-2003, статья 3.4]

 

3.5 заключениепорезультатамаудита (auditconclusion)-Выходныеданныеаудита (3.1), предоставленныеаудиторскойгруппой комиссия) (далее - аудиторская группа) (audit team)">(3.9) послерассмотренияцелейаудитаивсехвыводоваудита (3.4).

[ГОСТРИСО 19011-2003, статья 3.5]

 

3.6 заказчикаудита (auditclient)-Организацияилилицо, заказавшиеаудит (3.1).

[ГОСТРИСО 19011-2003, статья 3.6]

 

3.7 проверяемаяорганизация (auditee)-Организация, подвергающаясяаудиту.

[ГОСТРИСО 19011-2003, статья 3.7]

 

3.8 аудитор (эксперт) (далее-аудитор) (auditor)-Лицо, обладающеекомпетентностью (3.14) дляпроведенияаудита (3.1).

[ГОСТРИСО 19011-2003, статья 3.8]

 

3.9 аудиторскаягруппа (комиссия) (далее-аудиторскаягруппа) (auditteam)-Одинили несколькоаудиторов (3.8), проводящихаудит (3.1), принеобходимостиподдерживаемыетехническимиэкспертами (3.10).

[ГОСТРИСО 19011-2003, статья 3.9]

 

3.10 техническийэксперт (technicalexpert)-Лицо, предоставляющееаудиторскойгруппе (3.9) своизнанияилиопытпоспециальномувопросу.

[ГОСТРИСО 19011-2003, статья 3.10]

 

3.11 программааудита (auditprogramme)-Совокупностьодногоилинесколькихаудитов (3.1), запланированныхнаконкретныйпериодвремениинаправленныхнадостижениеконкретнойцели.

[ГОСТРИСО 19011-2003, статья 3.11]

 

3.12 планаудита (auditplan)-Описаниедеятельностиимероприятийпопроведениюаудита (3.1).

[ГОСТРИСО 19011-2003, статья 3.12]

 

3.13 областьаудита (auditscope)-Содержаниеиграницыаудита (3.1).

[ГОСТРИСО 19011-2003, статья 3.13]

 

3.14 компетентность (competence)-Проявленныеличныекачестваивыраженнаяспособность применятьсвоизнанияинавыки.

[ГОСТРИСО 19011-2003, статья 3.14]

 

3.15 заинтересованнаясторона (interestedparty)-Лицоилигруппалиц, заинтересованныев деятельностиилиуспехеорганизации.

[ГОСТР 51897-2002, статья 3.2.2]

 

3.16 системауправленияохранойтруда- (occupationalsafetyandhealthmanagementsystem)-Наборвзаимосвязанныхиливзаимодействующихмеждусобойэлементов, устанавливающихполитикуицелипоохранетрудаипроцедурыподостижениюэтихцелей.

[ГОСТ 12.0.230-2007, статья 2.22]

4 Принципыпроведенияаудита

Принципыпроведенияаудитаделаютаудитрезультативныминадежнымметодомподдержания политикируководстваиконтроля, обеспечиваяинформацией, наосновекоторойорганизацияможет улучшатьсвоихарактеристики, атакжеявляютсяпредпосылкойдляобъективныхзаключенийпо результатамаудита.

Принципыпроведенияаудита:

- этичностьповедения;

- беспристрастность;

- профессиональнаяосмотрительность;

- независимость;

- подход, основанныйнасвидетельстве.

ОпределениеихарактеристикакаждогопринципаприведенывГОСТРИСО 19011-2003 (раздел 4).

5 Управлениепрограммойаудита

5.1 Общие положения

Взависимостиотразмера, видадеятельностиисложностипроверяемойорганизациипрограмма аудитаможетвключатьодиниболееаудитов. Этиаудитымогутиметьразличныецелиивключать совместныйиликомплексныйаудит.

Программааудитатакжевключаетдеятельность, необходимуюдляпланированияиорганизации определенногоколичестваивидааудитовиобеспеченияихресурсами, необходимымидляэффективногоирезультативногопроведенияаудитоввзаданныесроки.

Ворганизацииможетбытьразработанонесколькопрограммаудита.

Высшееруководствоорганизациидолжнопредоставлятьполномочиядляуправленияпрограммойаудита.

Ответственнымзауправлениепрограммойаудитаследует:

а) определять, внедрять, контролировать, анализироватьисовершенствоватьпрограммы аудита;

б) определятьиобеспечиватьпрограммунеобходимымиресурсами. Схемапроцессауправленияпрограммойаудитаприведенанарисунке 1.

[ГОСТРИСО 19011-2003, пункт 5.1]

image006.jpg

Рисунок 1 -Последовательностьпроцессовуправленияпрограммойаудита

Примечания

1. Рисунок 1 иллюстрируетприменениециклаPDCA(планирование-выполнение-проверка- действие).

2. Цифрывскобкахуказываютсоответствующийпунктилиразделнастоящегостандарта.

Присовместномаудитесогласнопрограммесотрудничаютдвеилиболеепроверяющиеорганизации. При этомнеобходимообратитьособоевниманиенаразделениеобязанностей, обеспечениедополнительными ресурсами. Аудиторскиегруппыдолжныобладатьдополнительнойкомпетентностьюииметьсоответствующие процедуры. Этивопросынеобходимосогласоватьдоначалааудита.

[ГОСТРИСО 19011-2003, пункт 5.1]

5.2 Цели и объем программы аудита

5.2.1 Цели программы аудита

Длятогочтобыспланироватьаудитыипровестиих, необходимоопределитьцелипрограмм аудитов.

Дляопределенияцелейнеобходиморассмотреть:

- требованиянормативныхправовыхактов, содержащихгосударственныенормативныетребованияохранытруда;

- требования, предусмотренныеконтрактом;

- приоритетыруководства;

- требованиясистемыуправленияохранойтруда;

- рискиорганизации;

- необходимостьоценкипоставщика;

- требованияпотребителя;

- потребностизаинтересованныхсторон;

- коммерческиенамерения.

Пример-Целиразличныхпрограммаудита:

- обеспечениевыполнениятребованийксертификациисистемыуправленияохранойтрудана соответствиестандарту;

- проверкасоответствиятребованиямконтракта;

- получениеиподдержаниеуверенностиввозможностяхпоставщика;

- содействиеулучшениюсистемыуправленияохранойтруда.

5.2.2 Объемпрограммыаудита

Наобъемпрограммыаудитавлияютразмер, виддеятельности, сложностьструктурыпроверяемойорганизации, атакже:

а) область, целиипродолжительностькаждогоосуществляемогоаудита;

б) частотапроводимыхаудитов;

в) количество, важность, комплексность, степеньсходства, местоположениеподразделений, подлежащихаудиту;

г) стандарты, законодательные, нормативныеиконтрактныетребованияидругиекритерии аудита;

[ГОСТРИСО 19011-2003, пункт 5.2.2]

 

е) заключенияпорезультатампредыдущихаудитовилианализрезультатовпредыдущихпрограммаудитов;

ж) любыепроблемы, связанныесязыком, культуройилисоциальнымивопросами;

и) мнениязаинтересованныхсторон;

к) существенныеизмененияворганизацииилиеедеятельности.

[ГОСТРИСО 19011-2003, пункт 5.2.2]

Пример-Программааудитавключаетвсебяследующее:

- рядвнутреннихаудитовсистемыуправленияохранойтрудаорганизации, проводимыхвтекущемгоду;

- аудитывторойсторонысистемуправленияохранойтрудапотенциальныхпоставщиков«критичной»продукции, услуги;

- аудитыпосертификациииинспекционныеаудиты, проводимыеорганомпосертификациисистемыуправленияохранойтрудавкачестветретьейстороны, впериодвремени, согласованныймеждуорганомпосертификацииизаказчиком.

Программааудитатакжевключаетвсебяпланирование, обеспечениересурсами, разработкупроцедурдляпроведенияаудитоввобъемепрограммы.

Длямалыхпредприятийвпрограммувнутреннегоаудитацелесообразновключатьцелевыепроверкиинженерапоохранетруда, проверкипостояннодействующейкомиссиипоохранетрудаипромышленнойбезопасности.

5.3 Ответственность за программу аудита, ресурсы и процедуры

5.3.1 Ответственностьзапрограммуаудита

Ответственностьзауправлениепрограммойаудитавозлагаетсянаодноилинесколькихлиц, имеющихобщеепредставлениеопринципахаудита, компетентностиаудитораипримененииметодоваудита. Этилицатакжедолжныобладатьнавыкамиорганизацииработпоохранетруда, знаниями требованийнормативныхправовыхактов, содержащихгосударственныенормативныетребования охранытруда, распространяющиесянаобластьаудита.

Ответственныезауправлениепрограммойаудитадолжны:

- определятьцелииобъемпрограммыаудита;

- определятьответственностьипроцедуры, атакжегарантироватьобеспечениенеобходимыми ресурсами;

- внедрятьпрограммуаудита;

- вестизаписипопрограммеаудита;

- осуществлятьмониторинг, анализиулучшениепрограммыаудита.

5.3.2 Ресурсыдляпрограммыаудита

Приопределенииресурсовдляпрограммыаудитанеобходимоучитывать:

а) финансовыересурсыдляразвития, внедрения, управленияиулучшениядеятельностипо аудиту;

б) методыпроведенияаудита;

в) процессыподостижениюиподдержаниюкомпетентностииулучшениюдеятельностиаудиторов;

г) наличиеаудиторовитехническихэкспертов, обладающихкомпетентностью, требуемойдля достиженияконкретныхцелейпрограммыаудита;

д) объемпрограммыаудита;

е) времявпутиаудиторов, обустройствоидругиепотребностидляпроведенияаудита.

[ГОСТРИСО 19011-2003, пункт 5.3.2]

5.3.3 Процедурыпрограммыаудита

Процедурыпрограммыаудитавключаютвсебя:

а) планированиеисоставлениепланов-графиковаудитов;

б) обеспечениекомпетентностиаудиторовируководителейгрупппоаудиту;

в) подборсоответствующихаудиторскихгруппираспределениеролейиответственности;

г) проведениеаудитов;

д) выполнениедействийпорезультатамаудита, еслитребуется;

е) поддержаниезаписейпопрограммеаудита;

ж) мониторингпоказателейрезультативностипрограммыаудита;

и) отчетностьпередвысшимруководствомповсейпроделаннойработепопрограммеаудита. Длямалыхпредприятийупомянутаядеятельностьможетбытьвыполненаввидеоднойпроцедуры.

[ГОСТРИСО 19011-2003, пункт 5.3.3]

5.4 Внедрение программы аудита

Внедрениепрограммыаудитавключаетвсебя:

а) доведениепрограммыаудитадоучаствующихсторон;

б) координациюикалендарноепланированиеаудитовидругойдеятельности, связаннойспрограммойаудита;

в) определениеиподдержаниепроцессаоценкиаудиторовиихнепрерывногопрофессиональногоростасогласноподразделам 7.6 и 7.5 соответственно;

г) формированиеаудиторскихгрупп;

д) предоставлениенеобходимыхресурсовгруппампоаудиту;

е) проведениеаудитоввсоответствииспрограммойаудитов;

ж) управлениезаписямипоаудиту;

и) анализиутверждениеотчетовпоаудитуиихрассылказаказчикамаудитовизаинтересованнымсторонам;

к) действияпорезультатамаудита, еслиэтотребуется.

[ГОСТРИСО 19011-2003, пункт 5.4]

5.5 Записи по программе аудита

Записипопрограммеаудитадолжнывключатьвсебя:

а) записи, связанныесотдельнымиаудитами:

- планыаудита,

- отчеты (акты) поаудиту,

- отчетыонесоответствиях,

- отчетыпокорректирующимипредупреждающимдействиям,

- отчетыодействияхпорезультатамаудита, еслиэтотребуется;

б) результатыанализапрограммыаудита;

в) записиоперсонале, привлекаемомкаудиту:

- оценкакомпетентностиаудитораиегодеятельности,

- выбораудиторскойгруппы,

- поддержаниеиповышениекомпетентности.

Записидолжныхранитьсяидолжнымобразомбытьзащищены.

[ГОСТРИСО 19011-2003, пункт 5.5]

5.6 Мониторинг и анализ программы аудита

Долженпроводитьсямониторингвнедренияпрограммыаудита, ачерезопределенныеинтервалывремени-анализдостиженияцелейиидентификациявозможностейулучшенияпрограммы. О результатаханализанеобходимодокладыватьвысшемуруководству.

Показателидеятельностидолжныбытьиспользованыдлямониторингаследующиххарактеристик:

- возможностиаудиторскойгруппыреализоватьпланаудита;

- соответствиепрограммамаудитовипланам-графикам;

- обратнаясвязьотзаказчиковаудита, проверяемыхорганизацийиаудиторов.

Анализпрограммыаудитадолженохватывать:

а) результатымониторингаиустановленныетенденции;

б) соответствиепроцедурам;

в) выявлениепотребностейиожиданийзаинтересованныхсторон;

г) записипопрограммеаудита;

д) альтернативныеилиновыеметодикивобластиаудита;

е) согласованностьдействийаудиторскихгруппвсходныхситуациях.

Результатыанализапрограммыаудитамогутпривестиккорректирующимипредупреждающим действиямиулучшениюпрограммыаудита.

[ГОСТРИСО 19011-2003, пункт 5.6]

6 Проведениеаудита

6.1 Общие положения

Частьюпрограммыаудитаявляютсяуказанияпопланированиюипроведениюаудитов. Типовая блок-схемапроведенияаудитаприведенанарисунке 2. Степеньраспространениятребованийнастоящегоразделазависитотобластиприменения, сложностиконкретногоаудитаипредполагаемого использованиязаключенийпорезультатамаудита.

[ГОСТРИСО 19011-2003, пункт 6.1]

image008.jpg

Рисунок 2 -Типоваясхемапроведенияаудита

Примечание-Пунктирныелинииуказываютнато, чтодействияпорезультатамаудитанеявляются частьюаудита.

[ГОСТРИСО 19011-2003, пункт 6.1]

6.2 Организация проведения аудита

6.2.1 Назначениеруководителяаудиторскойгруппы

Ответственныезауправлениепрограммойаудитадолжныназначатьруководителяконкретной аудиторскойгруппы.

Припроведениисовместногоаудитадоначалааудитаважнодостичьсоглашениямеждупроверяющимиорганизациямиотносительнообязанностейкаждойорганизациии, вчастности, относительнополномочийруководителяаудиторскойгруппы, назначенногонааудит.

[ГОСТРИСО 19011-2003, пункт 6.2.1]

6.2.2 Определениецелей, областиикритериеваудита

Длякаждогоаудитаследуетопределятьцели, областьикритериивпределахпрограммыаудита. Целиаудитавключаютвсебя:

- определениестепенисоответствиясистемыуправленияохранойтрудапроверяемойорганизацииилиеечастейкритериямаудита;

- оценкувозможностисистемыуправленияохранойтрудаобеспечиватьсоответствиетребованиямнормативныхправовыхактов, содержащихгосударственныенормативныетребованияохранытруда, итребованиямконтракта;

- оценкурезультативностисистемыуправленияохранойтрудадлядостиженияконкретныхцелей;

- идентификациюобластейпотенциальногоулучшениясистемыуправленияохранойтруда. Областьаудитаописываетсодержаниеиграницыаудита, месторасположение, структурныепод разделения, деятельностьипроцессы, которыеподвергаютсяаудиту, атакжесрокиаудита.

Критерииаудитаследуетиспользоватьввидеосновыдлясравнения, покоторойопределяютсоответствие. Критериимогутвключатьвсебяполитику, процедуры, стандарты, требованиянормативных правовыхактов, содержащихгосударственныенормативныетребованияохранытруда, нормы, регламенты, требованияксистемеуправленияохранойтруда, требованияконтрактов.

Целиаудитаопределяетзаказчикаудита. Областьикритерииаудитаопределяютзаказчикаудита ируководительаудиторскойгруппывсоответствииспроцедурамипрограммыаудита. Любыеизмененияцелей, областииликритериеваудитадолжныбытьсогласованысучаствующимисторонами.

6.2.3 Определениевозможностипроведенияаудита

Припроведенииаудитаследуетучитыватьследующиефакторы:

- достаточностьиналичиенеобходимойинформациидляпланированияаудита;

- адекватноесотрудничествоспроверяемойорганизацией;

- наличиевремениинеобходимыхресурсов.

Вслучаеневозможностипроведенияаудитанеобходимопредложитьзаказчикуальтернативное решениенаосновеконсультацийспроверяемойорганизацией.

[ГОСТРИСО 19011-2003, пункт 6.2.3]

6.2.4 Формированиеаудиторскойгруппы

Послерешенияовозможностипроведенияаудитаследуетсформироватьаудиторскуюгруппус учетомкомпетентности, необходимойдлядостиженияцелейаудита. Еслиаудитпроводитодинаудитор, ондолженвыполнятьвсеобязанности, возлагаемыенаруководителяаудиторскойгруппы.

Приопределениичисленностиисоставааудиторскойгруппыследуетучитыватьследующие факторы:

- цели, область, критерииипродолжительностьаудита;

- видаудита (комплексныйилисовместный);

- общуюкомпетентностьгруппыпоаудиту, необходимуюдлядостиженияцелейаудита;

- требованиянормативныхправовыхактов, содержащихгосударственныенормативныетребованияохранытруда, требованиярегламентов, требованияконтрактовитребованияоргановпосертификации;

- необходимостьобеспечениянезависимостиаудиторскойгруппыотпроверяемойдеятельности иизбежанияконфликтаинтересов;

- возможностичленоваудиторскойгруппырезультативносотрудничатьспроверяемойорганизациейисовместноработать;

- языкаудитаипониманиеспецифическихсоциальныхикультурныхценностейорганизации (сучетомсобственногоопытааудиторовилиприподдержкетехническогоэксперта).

Процессобеспеченияобщейкомпетентностиаудиторскойгруппыдолженвключатьследующие этапы:

- определениезнанийинавыков, необходимыхдлядостиженияцелейаудита;

- выборчленоваудиторскойгруппытакимобразом, чтобывгруппепоаудитуимелисьвсенеобходимыезнанияиопыт.

Еслиаудиторываудиторскойгруппенеобладаютнеобходимымизнаниямииопытом, вгруппу включаюттехническихэкспертов. Техническиеэкспертыдолжныработатьподруководствомаудиторов.

Вгруппупоаудитуможновключатьстажеров, ноонинедолжнызаниматьсяаудитомбезруководстваилиметодическойпомощисостороныаудиторов.

Изаказчик, ипроверяемаяорганизацияимеютправотребоватьзаменычленоваудиторскойгруппыпообъективнымпричинам (членаудиторскойгруппыработалранеевпроверяемойорганизации илижеоказывалуслугипоконсалтингу, предыдущеенеэтичноеповедение). Причиныдоводятдосведенияруководителяаудиторскойгруппыиответственногозауправлениепрограммойаудита, которыедолжнысогласоватьсзаказчикомаудитаипроверяемойорганизациейрешениепозамене членоваудиторскойгруппы.

[ГОСТРИСО 19011-2003, пункт 6.2.4]

6.2.5 Установлениепервоначальногоконтактаспроверяемойорганизацией

Первоначальныйконтактофициальногоилинеофициальногохарактераспроверяемойорганизациейдляпроведенияаудитаустанавливаетответственныйзауправлениепрограммойаудитаили руководительаудиторскойгруппы. Цельпервоначальногоконтакта:

а) определениеканаловобменаинформациейспредставителемпроверяемойорганизации;

б) подтверждениеполномочийдляпроведенияаудита;

в) предоставлениеинформациипопредлагаемомуграфикуаудитаисоставуаудиторскойгруппы;

г) получениеразрешениянадоступксоответствующимдокументам, включаязаписи;

д) определениенеобходимыхправилобеспечениябезопасностиработнаместе;

е) определениеподготовительныхмероприятийкаудиту;

ж) согласованиеприсутствиянаблюдателейисопровождающихдляаудиторскойгруппы.

[ГОСТРИСО 19011-2003, пункт 6.2.5]

6.3 Анализ документов

Преждечемначинатьдеятельностьпоаудитунаместе, следуетпроводитьанализдокументов проверяемойорганизациисцельюопределениясоответствиякритериямаудита.

Взависимостиотразмера, видадеятельностиисложностипроверяемойорганизации, атакже целейиобластиаудитадокументациясистемыуправленияохранойтрудаможетсодержать:

- политикуицелиорганизациипоохранетруда;

- распределениеключевыхуправленческихролейпоохранетрудаиобязанностейпоприменению системыуправленияохранойтруда;

- наиболеезначительныеопасности/риски, вытекающиеиздеятельностиорганизации, имероприятияпоихпредупреждениюиснижению;

- положения, процедуры, методики, инструкцииилидругиевнутренниедокументы, используемые врамкахсистемыуправленияохранойтруда.

Еслидокументацияпризнананеадекватной, торуководительаудиторскойгруппыдолженпроинформироватьзаказчикааудита, ответственныхзауправлениепрограммойаудитаипроверяемуюорганизациюиследуетпринятьрешениепопродолжениюилиприостановкеаудитадотехпор, пока проблемысдокументациейнебудутразрешены.

6.4 Подготовка к проведению аудита на месте

6.4.1 Подготовкапланааудита

Руководительаудиторскойгруппыдолженподготовитьпланаудитадлясогласованиясзаказчикомаудита, аудиторскойгруппойипроверяемойорганизацией. Наоснованиипланауточняютсроки выполненияотдельныхработ, предусмотренныхпланом. Впланеаудитадолжнынайтиотражение областьиуровеньсложностиаудитавзависимости, например, оттого, первоначальныйэтоили последующийаудит, внутреннийиливнешнийаудит. Планаудитадолженбытьдостаточногибким, чтобыпомереосуществленияаудитанаместепринеобходимостиможнобыловнестиизменения, напримервобластьаудита.

Планаудитадолженвключать:

а) целиаудита;

б) критерииаудитаиссылочныедокументы;

в) областьаудита, включаяидентификациюорганизационныхифункциональныхподразделенийипроцессов, которыебудутпроверяться;

г) датыиместапроведенияаудита;

д) ожидаемоевремяипродолжительностьпроведенияаудитанаместе, включаясовещанияс руководствомпроверяемойорганизацииисовещаниягрупппоаудиту;

е) ролииобязанностичленоваудиторскойгруппыисопровождающихлиц;

ж) распределениесоответствующихресурсовпо«критичнымместам»проведенияаудита.

Принеобходимостивпланаудитавключают:

и) определениепредставителейпроверяемойорганизациидляучастияваудите;

к) рабочийязыкиязыкотчета (акта) поаудитутам, гдеонотличаетсяотродногоязыкааудитораи (или) проверяемойорганизации;

л) содержаниеотчета (акта) поаудиту;

м) материально-техническоеобеспечение (средствапередвижения, оборудованиенаместеи др.);

н) все, чтокасаетсяобеспеченияконфиденциальности;

о) любыедействияпорезультатамаудита.

Пландолженбытьпроанализирован, принятзаказчикомаудитаипредставленпроверяемой организациипередначаломаудитанаместе.

Любыевозражениясостороныпроверяемойорганизациидолжныбытьразрешенысруководителемаудиторскойгруппыизаказчикомаудита. Любойпересмотренныйпланаудитадолженбыть согласовансзаинтересованнымисторонами.

[ГОСТРИСО 19011-2003, пункт 6.4.1]

6.4.2 Распределениеработмеждучленамиаудиторскойгруппы

Руководительаудиторскойгруппыдолженраспределитьответственностьмеждучленамигруппы зааудитконкретныхпроцессов, подразделений, участков, областейиливидовдеятельности. Такое распределениедолжноучитыватьпотребностьвнезависимости, компетентностиаудиторови результативномиспользованииресурсов, атакжеразличнуюответственностьаудиторов, стажерови техническихэкспертов. Длядостиженияцелейвпроцессеаудитамогутбытьсделаныизмененияв распределенииответственности.

[ГОСТРИСО 19011-2003, пункт 6.4.2]

6.4.3 Подготовкарабочихдокументов

Членыаудиторскойгруппыдолжныанализироватьинформацию, относящуюсякраспределению ответственности, иготовитьдлярегистрациирезультатоваудитарабочиедокументы:

- контрольныелистыипланывыборокдляаудита;

- формыдлярегистрацииданных, такихкакподтверждающиесвидетельства, выводыаудитаи протоколысовещаний.

Использованиеконтрольныхлистовиформнедолжноограничиватьобъемпроверокприаудите, которыемогутизменитьсяврезультатеанализасобранныхвовремяаудитаданных.

Рабочиедокументы, включаязаписи, являющиесярезультатомиспользованиядокументов, следуетхранитьдозавершенияаудита. Хранениедокументовпослезавершенияаудитаописанов 6.7. Документы, содержащиеконфиденциальнуюиличастнуюинформацию, должнысохранятьсянадлежащимобразом.

[ГОСТРИСО 19011-2003, пункт 6.4.3]

6.5 Проведение аудита на месте

6.5.1 Проведениепредварительногосовещания

Предварительноесовещаниепроводятсруководствомпроверяемойорганизацииили, гдеэто возможно, стеми, ктоотвечаетзапроверяемыеподразделенияилипроцессы. Цельпредварительногосовещания:

а) подтверждениепланааудита;

б) предоставлениекраткогообзорапланавыполненияаудита;

в) подтверждениеканаловобменаинформацией;

г) предоставлениевозможностейпроверяемойорганизациизадатьвопросы.

[ГОСТРИСО 19011-2003, пункт 6.5.1]

Пример - Предварительное совещание

Какправило, привнутреннихаудитахмалыхпредприятийнапредварительномсовещанииобъявляютотом, чтоаудитначинается, иобъясняютхарактераудита.

Вдругихслучаяхпредварительноесовещаниесчитаютофициальнымиведутрегистрацию присутствующихнанем. Вролипредседателядолженбытьруководительаудиторскойгруппы. На совещаниинеобходимовыполнитьследующее:

а) представитьучастников, включаяихрольваудите;

б) подтвердитьцели, области, критерийаудита;

в) подтвердитьграфикпроведенияаудитаидругиесоглашенияспроверяемойорганизацией, связанныесаудитом (датыивремязаключительногосовещания, любыепромежуточныесовещанияаудиторскойгруппыируководствапроверяемойорганизацииидальнейшиеизменения);

г) ознакомитьсметодамиипроцедурамиаудита, включаяинформированиепроверяемойорганизацииотом, чтосвидетельствааудитабудутоснованынавыборкахдоступныхданныхиваудитебудетприсутствоватьэлементнеопределенности;

д) подтвердитьофициальныеканалысвязимеждуаудиторскойгруппойипроверяемойорганизацией;

е) подтвердитьязык, используемыйприаудите;

ж) подтвердить, чтопроверяемаяорганизациябудетинформированаоходеаудитавовремя егопроведения;

и) подтвердить, чтолюбыересурсыисредства, необходимыеаудиторскойгруппе, будутдоступны;

к) подтвердитьобеспечениеконфиденциальности;

л) подтвердитьобеспечениебезопасностиработы, ознакомлениеспроцедураминаслучай чрезвычайнойситуациииобеспечениебезопасностидляаудиторскойгруппы;

м) подтвердитьналичие, рольифамилиивсехсопровождающихлиц;

н) ознакомитьсметодамисоставленияотчетов, включаяклассификациюнесоответствий;

о) информироватьобусловиях, прикоторыхаудитможетбытьпрекращен;

п) информироватьосистемерассмотренияапелляцийпопроведениюилизаключениямпо результатамаудита.

[ГОСТРИСО 19011-2003, пункт 6.5.1]

6.5.2 Обмен информацией в ходе аудита

Взависимостиотсложностиаудитаможетвозникнутьнеобходимостьвзаключенииофициального соглашенияпообменуинформациейвходеаудитамеждуаудиторскойгруппойипроверяемойорганизацией.

Ваудиторскойгруппепериодическиследуетпроводитьобменинформацией, оцениватьходаудитаи, принеобходимости, перераспределятьобязанностимеждучленамиаудиторскойгруппы.

Вовремяаудитаруководительаудиторскойгруппыдолженпериодическиобмениватьсяинформациейоходеаудитаивсехсвязанныхсэтимвопросахспроверяемойорганизациейизаказчикомаудита. Свидетельство, полученноевовремяаудита, относительнопредполагаемогонепосредственногои существенногориска, связанногосбезопасностью, должнобытьбеззадержкидоведенодосведения проверяемойорганизациии, еслинеобходимо, заказчикааудита. Информация, выходящаязапределы областиаудита, должнатакжеприниматьсявовниманиеидоводитьсядосведенияруководителяаудиторскойгруппы, чтобыосуществитьобменинформациейспроверяемойорганизациейизаказчиком аудита. Еслисвидетельствоаудитауказываетнаневыполнимостьцелейаудита, руководительаудиторскойгруппыдолжендоложитьпроверяемойорганизацииизаказчикуопричинахпринятиясоответствующихмер, включающихкорректировкуипереутверждениепланааудита, изменениецелейилиобласти аудита, илипрекращениеаудита.

Любыеизмененияобластиаудита, которыемогутбытьзаметнымивходевыполненияаудита, следуетанализироватьиутверждатьдолжнымобразом.

6.5.3 Рольиобязанностисопровождающихлицинаблюдателей

Сопровождающиелицаинаблюдателинеявляютсяаудиторами, поэтомуонинедолжныоказыватьвлияниянапроведениеаудитаиливмешиватьсявпроведениеаудита.

Сопровождающиелица, назначенныепроверяемойорганизацией, должныоказыватьпомощь группе, действоватьпопросьберуководителяаудиторскойгруппыивыполнятьследующиеобязанности:

а) обеспечениеконтактовиназначениевременидлябесед;

б) обеспечениепосещенийопределенныхместпроизводственнойплощадкиилиорганизации;

в) обеспечениетого, чтобыправилаипроцедурыпобезопасностибылиизвестныисоблюдались членамиаудиторскойгруппы;

г) исполнениеролилиц, свидетельствующихвходеаудитаотименипроверяемойорганизации;

д) предоставлениеразъясненийилиоказаниепомощиприсбореинформации.

[ГОСТРИСО 19011-2003, пункт 6.5.3]

6.5.4 Сбориверификацияинформации

Вовремяаудитаинформация, относящаясякцелямаудита, областиикритериямаудита, включаяинформацию, касающуюсявзаимодействиямеждуподразделениями, деятельностиипроцессов, должнабытьсобранапутемнеобходимыхвыборокиверифицирована. Свидетельствомаудита можетбытьтолькоинформация, котораяможетбытьверифицирована. Свидетельствааудитадолжныбытьзарегистрированы.

Свидетельствоаудитаоснованонавыборкахподходящихданных. Поэтомуимеетсяэлемент неопределенностиприпроведенииаудита, ивыводыаудитадолжныучитыватьэтунеопределенность.

Нарисунке 3 приведенаблок-схемапроцесса, начинаяотсбораинформациидополучения заключенияпорезультатамаудита.

image010.jpg

Рисунок 3 -Блок-схемапроцесса-отсбораинформациидополучениязаключенийпорезультатамаудита

Методысбораинформациивключают:

- опросы;

- наблюдениязадеятельностью;

- анализдокументов.

[ГОСТРИСО 19011-2003, пункт 6.5.4]

1 Источникиинформации

Выбранныеисточникиинформациизависятотобластиикомплексностиаудитаивключаютв себя:

а) опросыработников;

б) наблюдениязадеятельностью, окружающейпроизводственнойсредойиусловиямиработы;

[ГОСТРИСО 19011-2003, пункт 6.5.4]

в) документы (политика, цели, планы, процедуры, стандарты, инструкции, журналы, лицензиии разрешительныедокументы, спецификации, чертежи, контрактыизаказы);

г) записи (протоколы) проверок, протоколысовещаний, отчеты (акты) поаудитам, записипо мониторингупрограммирезультатыизмерений);

д) итоговыеданные, показателианализаирезультативности;

е) информациюпопрограммамвыборочногоисследованияпроверяемойорганизациииуправлениювыборкамиипроцессамиизмерений;

[ГОСТРИСО 19011-2003, пункт 6.5.4]

ж) отчеты, источникамикоторыхмогутбыть, например, обратнаясвязьотзаинтересованных сторон;

и) компьютеризованныебазыданныхивеб-сайты.

[ГОСТРИСО 19011-2003, пункт 6.5.4]

2 Проведениеопросов

Опросыпроводятсучетомситуациииопрашиваемоголица. Приэтомаудитордолженприниматьвовниманиеследующее:

а) опросыпроводятвподразделенияхс лицами, выполняющимиработыилирешающимизадачи впределахобластиаудита;

б) опросработниковпроводятвобычноерабочеевремяи, гдеэтовозможно, нарабочемместе;

в) опрашиваемоелицодолжнобытьпсихологическиподготовленокопросу, опросследуетвестидоброжелательно;

г) необходимообъяснитьпричинуопросаиосуществляемыезаписи;

д) опросможноначинатьспросьбырассказатьосвоейработе;

е) необходимоизбегатьнаводящихвопросов;

ж) результатыопросадолжныбытьобобщеныипроанализированывместесопрашиваемым лицом;

и) необходимопоблагодаритьопрашиваемоелицозасотрудничество.

[ГОСТРИСО 19011-2003, пункт 6.5.4]

6.5.5 Поведенческийаудитбезопасности

6.5.5.1 Цельповеденческогоаудита

Поведенческийаудитнаправленна:

- немедленноеисправлениеопасногоповедения;

- немедленнуюподдержкубезопасногоповеденияитехусловий, которыеработникпредпринял, чтобывыполнятьтребованиябезопасности;

- выявлениепричинвыполненияработыснарушенияминормативныхтребований (недостаточноеобучение, отсутствиеусловий, невнимательностьит.д.);

- подтверждениеприверженностипринципубезопаснойработы;

- концентрациювниманияработниковнаважностивопросовбезопасности.

6.5.5.2 Категориинаблюдения

Впроцессеповеденческогоаудитаприменяютшестькатегорийнаблюденияза:

- реакциейработника, заметившегонаобъектелицо, осуществляющееповеденческийаудит;

- положением (позой) работникаилидействиемлюдей;

- правильнымприменениемспецодежды, спецобувиидругихсредствиндивидуальнойзащиты;

- состояниеминструментовиоборудования;

- выполнениемтребованийинструкций, правилипроцедур;

- порядкомнарабочемместе.

Пример-Наблюдениезаиспользованиемсредствиндивидуальнойзащиты

Принаблюдениизатем, какработникиспользуетсредстваиндивидуальнойзащиты, следует обращатьвниманиенаследующее:

- соответствуютлисредстваиндивидуальнойзащитыхарактерувыполняемыхработ;

- используютсялиработникомсредстваиндивидуальнойзащитывсоответствиистиповыми отраслевыминормамиилипринятойворганизациипрактикой. Еслинет, топочему-мешаютвыполнениюработ, неудобнывношении, незащищаютотопасныхивредныхпроизводственныхфакторов;

- обеспеченылиработникирегламентированнымидляданныхработсредствамииндивидуальнойзащиты.

6.5.6 Формированиевыводоваудита

Дляполучениявыводоваудитасвидетельствааудитадолжныбытьсопоставленыскритериями аудита. Выводыаудитауказываютнасоответствиеилинесоответствиекритериямаудита. Еслиэто определеноцелямиаудита, выводыаудитамогутопределятьвозможностидляулучшения.

Аудиторскаягруппа, принеобходимости, должнасобиратьсядляанализавыводоваудитана определенныхэтапахвовремяаудита.

Соответствиякритериямаудитадолжныбытьобобщенысуказаниемместрасположения, подразделенийилипроцессов, которыеподвергалисьаудиту. Еслиэтопредусмотренопланомаудита, отдельныевыводыаудитаосоответствиииподтверждающиеихсвидетельстватакжедолжныбыть записаны.

Несоответствияиподтверждающиеихсвидетельствааудитадолжныбытьзаписаныиклассифицированы (ранжированы). Онидолжныбытьпроанализированыспроверяемойорганизациейдля подтвержденияобъективностисвидетельстваудита. Необходимоустранитьразногласиявомнениях посвидетельствамаудитаи/иливыводамаудита, анеразрешенныепроблемыдокументальнооформить.

[ГОСТРИСО 19011-2003, пункт 6.5.5]

6.5.7 Подготовказаключенияпорезультатамаудита

Аудиторскаягруппадозаключительногосовещаниядолжнавыполнитьследующее:

а) рассмотретьвыводыаудитаидругуюсоответствующуюинформацию, собраннуювовремя аудита, насоответствиецелямаудита;

б) согласоватьзаключенияпорезультатамаудитасучетомнеопределенности, присущейпроцессуаудита;

в) подготовитьрекомендации, еслиэтопредусмотреноцелямиаудита;

г) обсудитьдействияпорезультатамаудита, еслиэтовходитвпланаудита.

[ГОСТРИСО 19011-2003, пункт 6.5.5]

Заключенияпорезультатамаудитадолжнысодержать:

- степеньсоответствиясистемыуправленияохранойтрудакритериямаудита;

- результативностьвнедрения, поддержанияиулучшениясистемыуправленияохранойтруда;

- возможностипроцессаанализасостороныруководствадляобеспеченияпостояннойпригодностисистемыуправленияохранойтруда, ееадекватности, результативностииулучшения.

Еслиэтоопределеноцелямиаудита, тозаключенияпорезультатамаудитамогутвключатьрекомендацииотносительноулучшений, взаимоотношенийвбизнесе (предпринимательскойдеятельности), сертификацииилидальнейшейдеятельностипоаудиту.

6.5.8 Проведениезаключительногосовещания

Цельзаключительногосовещания, председателемкоторогоявляетсяруководительаудиторской группы, -представитьвыводыизаключенияпоаудитутакимобразом, чтобыонибылипризнаны проверяемойорганизацией, и, принеобходимости, былисогласованысрокипредоставленияплана корректирующихипредупреждающихдействий. Участникизаключительногосовещаниядолжны представлятьпроверяемуюорганизацию, заказчикааудитаидругиестороны. Еслиэтонеобходимо, руководительаудиторскойгруппыдолженизложитьсвоемнениепроверяемойорганизацииотносительносложившихсявовремяаудитаситуаций, которыемогутуменьшитьдовериекзаключениямпо результатамаудита.

Любыеразногласияповыводами/илизаключениюпорезультатамаудитамеждуаудиторской группойипроверяемойорганизациейдолжныбытьобсужденыи, повозможности, разрешены. Если нетединогомнения, тоэтодолжнобытьзарегистрировано.

Еслиэтопредусмотреноцелямиаудита, тодолжныбытьпредставленырекомендациипоулучшениюсуказанием, чтоониненосятобязательногохарактера.

[ГОСТРИСО 19011-2003, пункт 6.5.7]

6.6 Подготовка, утверждение и рассылка отчета (акта) по аудиту

6.6.1 Подготовкаотчета (акта) поаудиту

Руководительаудиторскойгруппыотвечаетзаподготовкуисодержаниеотчета (акта) поаудиту. Отчет (акт) поаудитудолженсодержатьполные, точные, сжатыеипонятныезаписипоаудитуи долженвключатьответынаследующиевопросы:

а) целиаудита;

б) областьаудита, вчастности, идентификацияпроверенныхорганизационныхифункциональныхподразделенийилипроцессовиохватываемыйпериодвремени;

в) идентификациязаказчикааудита;

г) идентификацияруководителяичленоваудиторскойгруппы;

д) датыиместапроведенияаудитанаместе;

е) критерииаудита;

ж) выводыаудита;

и) заключенияпорезультатамаудита.

Принеобходимостивотчет (акт) поаудитудолжныбытьвключены:

к) планаудита;

л) списокпредставителейпроверяемойорганизации;

м) итогипроведенияаудита, включаянеопределенностии/илилюбыевстретившиесяпрепятствияприегопроведении, которыемогутуменьшитьдостоверностьзаключенияпорезультатам аудита;

н) подтверждениедостиженияцелейаудитавпределахобластиаудитавсоответствииспланом аудита;

о) области, неохваченныеаудитом, нонаходящиесявобластиаудита;

п) неразрешенныепротиворечиямеждуаудиторскойгруппойипроверяемойорганизацией;

р) рекомендациипоулучшению, еслиэтопредусмотреноцелямиаудита;

с) согласованныйпландействийпорезультатамаудита, принеобходимости;

т) заявлениеоконфиденциальномхарактересодержимогоотчета;

у) переченьрассылкиотчетапоаудиту.

[ГОСТРИСО 19011-2003, пункт 6.6.1]

6.6.2 Утверждениеирассылкаотчета (акта) поаудиту

Отчет (акт) поаудитудолженбытьподготовленвсогласованныесроки. Еслиэтоневозможно, тоо причинахзадержкинеобходимосообщитьзаказчикуаудитаисогласоватьновыйсрокегоподготовки.

Отчет (акт) поаудитудолженбытьдатирован, проанализированиутвержденвсоответствиис процедурамипрограммыаудита.

Отчет (акт) поаудитудолженбытьразосланполучателям, определеннымзаказчикомаудита.

Отчет (акт) поаудитуявляетсясобственностьюзаказчикааудита. Членыаудиторскойгруппыи все, ктополучаетотчет (акт) поаудиту, должнысоблюдатьтребованияконфиденциальностисодержимогоотчета (акта).

[ГОСТРИСО 19011-2003, пункт 6.6.2]

6.7 Завершение аудита

Аудитследуетсчитатьзавершенным, есливсепроцедуры, предусмотренныепланомаудита, выполнены, иутвержденныйотчет (акт) поаудитуразослан.

Документы, имеющиеотношениекаудиту, следуетхранитьилиуничтожатьнаоснованиисоглашениямеждуучаствующимисторонамивсоответствииспроцедурамипрограммыаудита, соглашениеммеждусторонамиивсоответствиисдействующимзаконодательством, нормативными требованиямиитребованиямиконтрактов.

Еслиэтонепредусмотренозаконом, аудиторскаягруппаиответственныезауправлениепрограммойаудитанедолжныраскрыватьсодержимогодокументовидругойинформации, полученной вовремяаудита, илиотчетовпоаудитулюбойдругойсторонебезясногоразрешениязаказчикааудитаи, гдеэтотребуется, разрешенияпроверяемойорганизации. Еслинеобходимораскрытьсодержаниедокументоваудита, заказчикаудитаипроверяемаяорганизациядолжныбыть проинформированыобэтомкакможноскорее.

[ГОСТРИСО 19011-2003, пункт 6.7]

6.8 Действия по результатам аудита

Заключенияпорезультатамаудитамогутуказыватьнанеобходимостькорректирующих, предупреждающихдействийили, принеобходимости, действийпоулучшению. Последующиедействияне рассматриваюткакчастьаудита, ивопрособихпроведениивсогласованныесрокиобычнорешает проверяемаяорганизация, котораядолжнаинформироватьзаказчикааудитаосостояниивыполненияэтихдействий.

Завершениеирезультативностькорректирующихдействийдолжныбытьверифицированы. Верификацияможетбытьчастьюпоследующегоаудита.

Программааудитаможетпредусматриватьвыполнениеопределенныхдействийпослеаудита членамиаудиторскойгруппы, чтоможетдобавитьценностьаудиту, учитываяопытаудиторов. Втаких случаяхследуетпозаботитьсяобобеспечениинезависимостиприпроведениипоследующихаудитов.

[ГОСТРИСО 19011-2003, пункт 6.8]

7 Компетентностьиоценкааудиторов

7.1 Общие положения

Довериекаудитузависитоткомпетентностиаудиторов. Аудиторыдолжныпродемонстрировать:

- личныекачества (см. 7.2);

- способностьприменитьзнанияинавыки, указанныев 7.3, приобретенныевовремяучебы, работы, стажировкииопытаприпроведенииаудита, описанныев 7.4.

Аудиторысовершенствуют, поддерживаютиулучшаютсвоюкомпетентностьвпроцессепостоянногопрофессиональногоразвитияирегулярногоучастияваудитах (см. 7.5).

Процессоценкиаудиторовируководителейаудиторскихгруппприведенв 7.6.

[ГОСТРИСО 19011-2003, пункт 7.1]

7.2 Личные качества

Личныекачествааудиторовдолжныпозволятьимдействоватьвсоответствииспринципамипроведенияаудита. Аудитордолженбыть:

а) порядочным-правдивым, искренним, честным, сдержаннымиблагоразумным;

б) открытым-восприниматьальтернативныеидеиилиточкизрения;

в) дипломатичным-умеющимтактичновзаимодействоватьслюдьми;

г) наблюдательным-активнознакомитьсясокружениемидеятельностью;

д) проницательным-интуитивнооцениватьситуации;

е) разносторонним-бытьготовымкразличнымситуациям;

ж) упорным-настойчивым, ориентированнымнадостижениецелей;

и) решительным-своевременноприниматьрешениянаосновелогическихсоображенийианализа;

к) самостоятельным - действоватьивыполнятьсвоифункциинезависимо, втожевремя результативносотрудничатьсдругими.

[ГОСТРИСО 19011-2003, пункт 7.2]

7.3 Знания и навыки

7.3.1 Знанияинавыкиаудиторовсистемыуправленияохранойтруда

Аудиторыдолжныобладатьзнаниямиинавыкамивследующихобластях: а) принципы, процедурыиметодыаудита:

Длятогочтобыаудиторимелвозможностьвыбораисистематическогопроведенияаудитанадлежащимобразом, ондолженбытьготовквыполнениюследующихдействий:

- применениюпринципов, процедуриметодоваудита,

- результативномупланированиюиорганизацииработ,

- проведениюаудитавтечениеустановленногосрока,

- установлениюприоритетовиориентациинасущественныемоменты,

- сборуданныхпосредствомрезультативногоопроса, выслушивания, наблюденийианализа документов, записейиданных,

- пониманиюсоответствующихметодовирезультатоввыборочногоисследованиядляаудита,

- проверкеточностисобранныхданных,

- подтверждениюдостаточностииприемлемостисвидетельстваудитадляподкреплениявыводоваудитаизаключений,

- оценкефакторов, влияющихнадостоверностьвыводовизаключенийпорезультатамаудита,

- использованиюрабочихдокументовдлязаписидеятельностиприаудите,

- подготовкеотчетовпоаудиту,

- сохранениюконфиденциальностиданных,

- результативномуобменуинформациейпосредствомличныхзнанийязыкаилиспомощью переводчика;

[ГОСТРИСО 19011-2003, пункт 7.3, а]

б) элементысистемыуправленияохранойтрудаиссылочныедокументы:

1) политикавобластиохранытруда,

2) участиеработникови (или) ихпредставителей,

3) распределениеобязанностейиответственности,

4) компетентностьиподготовка,

5) документациясистемыуправленияохранойтруда,

6) передачаиобменинформацией,

7) планирование, развитиеифункционированиесистемыуправленияохранойтруда,

8) предупреждающиеиконтролирующиемеры,

9) управлениеизменениями,

10) предупреждениеаварийныхситуаций, готовностькнимиликвидацияихпоследствий,

11) материально-техническоеснабжение,

12) подрядныеработы,

13) наблюдениеиизмерениерезультатовдеятельности,

14) расследованиенесчастныхслучаев, профессиональныхзаболеванийиинцидентовна производствеиихвоздействиенадеятельностьпообеспечениюбезопасностииохранездоровья,

15) проверка,

16) анализэффективностиуправленияохранойтрударуководством,

17) предупреждающиеикорректирующиедействия,

18) непрерывноесовершенствование,

19) любыедругиекритериипроверкииэлементывзависимостиотнеобходимости,

20) применениеэлементовсистемыуправленияохранойтрудакразличныморганизациям,

21) взаимодействиеэлементовсистемыуправленияохранойтруда,

22) стандартыпосистемеуправленияохранойтруда, применяемыепроцедурыилидругие документыпосистемеуправленияохранойтруда, используемыевкачествекритериеваудита,

23) различияиприоритетыссылочныхдокументов,

24) применениессылочныхдокументовкразличнымситуациямприаудите,

25) системыинформациииметодысанкционированиядоступа, обеспечениябезопасности, рассылкииуправлениядокументами, даннымиизаписями;

в) организационныемоменты:

Дляпониманияпринциповработыпроверяемойорганизациизнанияинавыкивэтойобласти должныохватывать:

- размеры, структуру, функцииорганизацииивзаимосвязи (подразделений) внутринее,

- общиебизнес-процессыисоответствующуютерминологию,

- культурныеисоциальныеобычаипроверяемойорганизации;

[ГОСТРИСО 19011-2003, пункт 7.3.1, в]

г) требованиянормативныхправовыхактов, содержащихгосударственныенормативныетребованияохранытруда:

1) межотраслевыеправилапоохранетруда, межотраслевыетиповыеинструкциипоохране труда,

2) отраслевыеправилапоохранетруда, типовыеинструкциипоохранетруда,

3) правилабезопасности, правилаустройстваибезопаснойэксплуатации, инструкциипобезопасности,

4) национальныестандартысистемыстандартовбезопасноститруда,

5) строительныенормыиправила, сводыправилпопроектированиюистроительству,

6) государственныесанитарно-эпидемиологическиеправилаинормативы (санитарныеправила, гигиеническиенормативы, санитарныеправилаинормы, санитарныенормы);

д) контрактыидоговоры,

е) международныесоглашенияиконвенции,

ж) другиетребования, которыекасаютсяорганизацииикоторыеорганизацияобязалась выполнять.

7.3.2 Общиезнанияинавыкируководителейаудиторскихгрупп

Руководителиаудиторскихгруппдолжныиметьдополнительныезнанияинавыкипоруководству аудитомдлярезультативногоиэффективногопроведенияаудита. Руководительаудиторскойгруппы долженбытьподготовленквыполнениюследующихдействий:

- планированиюаудитаирезультативномуиспользованиюресурсоввходеаудита;

- представлениюаудиторскойгруппыпривзаимодействиисзаказчикомаудитаипроверяемой организацией;

- организацииинаправлениюработычленоваудиторскойгруппы;

- обеспечениюруководстваисопровождениюработыстажеров;

- руководствуаудиторскойгруппойдляполучениязаключенияпорезультатамаудита;

- предупреждениюиразрешениюконфликтов;

- подготовкеизавершениюотчета (акта) поаудиту.

[ГОСТРИСО 19011-2003, пункт 7.3.2]

7.4 Образование, опыт работы, обучение на аудитора и опыт проведения аудита

7.4.1 Аудиторы

Уаудиторовдолжныбытьопытработы, курсобученияпоаудитуиопытпроведенияаудита.

Опытработыдолженспособствоватьповышениюзнанийинавыков, описанныхв 7.3.1. Практическийопытработыдолженбытьполученнадолжностях, гдевыполняемаяработасодействуетразвитию знанийиопытавобластиохранытрудаипромышленнойбезопасности.

ПолныйкурсобученияследуетпроводитьвсоответствиисПорядкомобученияпоохранетрудаи проверкезнанийтребованийохранытруда, утвержденнымПостановлениемМинтрудаРоссиииМинобразованияРоссии [1].

Опытпроведенияаудитовсистемыуправленияохранойтруда, описаннойвразделе 6, должен бытьприобретенподруководствомаудитора, которыйкомпетентенвкачестверуководителяаудиторскойгруппывэтойобластизнаний.

7.4.2 Руководительаудиторскойгруппы

Руководителюаудиторскойгруппыследуетприобрестидополнительныйопытпоаудиту, чтобы повышатьзнанияинавыки, описанныев 7.3.2. Дополнительныйопытдолженнакапливатьсяпри исполненииобязанностейруководителяаудиторскойгруппыподруководствоминаблюдениемдругогоаудитора, которыйкомпетентенвкачестверуководителяаудиторскойгруппы.

[ГОСТРИСО 19011-2003, пункт 7.4.2]

7.4.3 Уровеньобразования, опытработы, обучениенааудитораиопытпроведенияаудита

Организациидолжныопределятьтребованиякобразованию, опытуработы, обучениюнааудитораиопытупроведенияаудита, которыетребуютсяаудиторудлятого, чтобыприобрестизнанияи опыт, соответствующиепрограммеаудитасприменениемэтапов 1 и 2 процессаоценки, описанного в 7.6.2.

Опытпоказывает, чтоуровни, указанныевтаблице 1, соответствуютаудиторам, проводящим сертификационныеилиимподобныеаудиты. Взависимостиотпрограммыаудитанеобходимыйуровеньможетбытьвышеилиниже

[ГОСТРИСО 19011-2003, пункт 7.4.4]

Таблица 1 -Примеруровнейобразования, опытаработы, обученияпоаудиту, опытапроведенияаудитовдля аудиторов, осуществляющихаудитыпосертификацииилианалогичныеаудиты

Параметр

Аудитор

Руководительаудиторскойгруппы

Образование

Высшееобразованиеилисреднее специальноеобразование

Высшееобразование

Общийопытработы

Тригода

Пятьлет

Опытработывобласти охранытруда

Неменеедвухлетизобщихпяти лет

Неменеедвухлетизобщихпяти лет

Обучениенааудитора

40 чобученияаудиту

40 чобученияаудиту

Опытпроведенияаудитов

Четырезавершенныхаудитане менеечемза 20 днейдлянакопления опытапроведенияаудитавкачестве стажераподруководствомаудитора, обладающегокомпетентностьюруководителяаудиторскойгруппы.

Аудитыдолжныпроходитьвтечениетрехпоследнихлет.

Тризавершенныхаудитанеменее чемза 15 днейвкачествеисполняющегообязанностируководителяаудиторскойгруппыподруководством аудитора, компетентногокакруководительаудиторскойгруппы.

Аудитыдолжныпроходитьвтечениедвухпоследнихлет.

Примечания

1 Высшееобразованиепредставляетсобойчастьнациональнойсистемыобразования.

2 Количестволетопытаработыможетбытьсокращенонаодингодвслучае, когдалицополучилосоответствующеевысшееобразованиепоохранетруда.

3 Завершенныйаудит-этоаудит, охватывающийвсеэтапы, описанныев 6.3 - 6.6. Общийопытпоаудиту долженохватыватьвесьстандартнасистемууправленияохранойтруда.

7.5 Поддержание и повышение компетентности

7.5.1 Постоянныйростпрофессионализма

Постоянныйростпрофессионализманеобходимдляподдержанияиулучшениязнаний, навыков исовершенствованияличныхкачеств. Онможетбытьдостигнутпосредствомдополнительногопрактическогоопыта, обучения, стажировок, самоподготовки, занятийсрепетиторами, посещениясовещаний, семинаровиконференцийилидругихвидовдеятельности.

Деятельностьпопостоянномупрофессиональномуростудолжнаучитыватьизменениявличных потребностяхаудиторовиорганизаций, впрактикепроведенияаудитов, изменениястандартовидругихтребований.

[ГОСТРИСО 19011-2003, пункт 7.5.1]

7.5.2 Поддержаниекомпетентностивпроведенииаудитов

Аудиторыдолжныподдерживатьидемонстрироватьсвоюкомпетентностьвпроведенииаудита постояннымучастиемваудитахсистемуправленияохранойтруда.

7.6 Оценка аудиторов

7.6.1 Общиеположения

Оценкааудиторовируководителейаудиторскихгруппдолжнабытьспланирована, реализованаи запротоколированавсоответствииспроцедурамипрограммыаудитасцельюобеспеченияобъективных, последовательных, достоверныхинадежныхрезультатов. начальноеоцениваниелиц, желающихстатьаудиторами;

- оцениваниеаудиторов, какчастипроцессаформированияаудиторскойгруппы, описанного в 6.2.4;

- постоянноеоцениваниехарактеристикаудиторасцельюидентификациипотребностей, необходимыхдляПроцессоценкидолженвыявить потребностивобучениииприобретениидругихнавыков.

Оценкааудиторовпроисходитнаследующихэтапах:

поддержанияиулучшениязнанийинавыков.

Нарисунке 4 показанавзаимосвязьмеждуэтимиэтапамиоценивания.

[ГОСТРИСО 19011-2003, пункт 7.6.1]

 

image012.jpg

Рисунок 4 -Взаимодействиеэтаповоценки

Этапыпроцесса, описанногов 7.6.2, могутбытьиспользованынакаждомэтапеоценки.

[ГОСТРИСО 19011-2003, пункт 7.6.1]

7.6.2 Процесс оценки

Процессоценкивключаетчетыреосновныхэтапа:

Этап 1 Идентификацияличныхкачеств, знанийинавыковдлясоответствияпотребностямпрограммыаудита

Приопределениитребуемыхзнанийинавыковнеобходимоучитывать:

- размер, виддеятельностиисложностьпроверяемойорганизации;

- целииобъемпрограммыаудита;

[ГОСТРИСО 19011-2003, пункт 7.6.2]

- требованиясистемысертификации;

- рольпроцессааудитадляруководствапроверяемойорганизации;

- уровеньконфиденциальности, требуемыйвпрограммеаудита;

- сложностьпроверяемойсистемыуправленияохранойтруда.

[ГОСТРИСО 19011-2003, пункт 7.6.2]

 

Этап 2 Определениекритериевоценки

Критериимогутбытьколичественными (опытработывгодах, образование, количествопроведенныхаудитов, количествочасовобученияаудиту) иликачественными (демонстрируемыеличные качества, знанияилихарактеристикинавыковприобученииилипринахождениинарабочемместе).

 

Этап 3 Выборсоответствующегометодаоценки

Методоценкивыбираетлицоиликомиссияпотаблице 2. Прииспользованиитаблицы 2 необходимообратитьвниманиенаследующее:

- описанныеметодыпредставляютдиапазонвозможностейинемогутбытьприменимывовсех ситуациях;

- различныеописанныеметодымогутотличатьсяпосвоейнадежности;

 обычнодлядостижениятого, чтобырезультатбылобъективным, согласующимся, беспристрастнымидостоверным, выбираютсочетаниеметодов.

Таблица 2 -Методыоценки

Методоценки

Цель

Примеры

Анализзаписей (документов)

Проверкаквалификацииаудитора

Анализзаписей (документов) об образовании, обучении, производственномопытеиопытепоаудиту

Положительнаяиотрицательнаяобратнаясвязь

Обратнаясвязьобеспечивает даннымиотом, каквоспринимается деятельностьаудитора

Инспектированиедеятельности, вопросники, резюме, рекомендации, жалобы, анализдеятельности, отзывыколлег

Собеседование

Оценкаличныхкачествинавыковпоумениювзаимодействовать, уточнениеинформацииизнанийпо тестамиполучениедополнительнойинформации

Собеседованиесглазунаглази потелефону

Наблюдение

Оценкаличныхкачествиспособностиприменениязнанийинавыков

Ролевыеигры, наблюденияв процессеаудита, деятельностьна рабочемместе

Тестирование

Оценкаличныхкачествиихприменение

Устныеиписьменныеэкзамены, психометрическиетесты

Анализдеятельностипосле аудита

Получениеинформациитам, где прямоенаблюдениеневозможно илинеприемлемо

Анализотчетапоаудитуиобсуждениесзаказчикомаудита, проверяемойорганизацией, коллегами исаудитором

Этап 4 Проведениеоценки

Собраннуюинформациюоперсоналесравниваютскритериями, установленныминаэтапе 2. Еслиперсоналнесоответствуеткритериям, указываютнанеобходимостьдополнительногообучения, опытаработыи (или) участияваудите, послечегопроводятповторнуюоценку.

Втаблице 3 приведеныпримерыиспользованияидокументированияэтаповоценкидлягипотетическойпрограммывнутреннегоаудита.

[ГОСТРИСО 19011-2003, пункт 7.6].

Таблица 3 -Применениепроцессаоценкиаудиторавгипотетическойпрограммевнутреннегоаудита

Областькомпетентности

Этап 1
Личные
качества, знанияинавыки

Этап 2
Критерии
оценки

Этап 3
Методы
оценки

Личныекачества

Этичность, открытость, дипломатичность, наблюдательность, восприимчивость, многосторонность, упорство, решительность, уверенность

Удовлетворительная деятельностьнарабочемместе

Оценкадеятельности

Общиезнания инавыки

Принципыаудита, процедурыиметоды аудита

Способностьпроводитьаудитсогласновнутреннимпроцедурам, обменинформациейс коллегаминарабочемместе

Завершенныйкурс обученияповнутреннемуаудиту. Участиевтрех аудитахвкачествечлена группыповнутреннему аудиту

Анализзаписейпо обучению.

Наблюдение. Отзывыколлег

Документысистем менеджментаиссылочныедокументы

УмениеприменятьподходящиечастиРуководствапосистемеменеджментаисвязанные сэтимпроцедуры

Чтениеипонимание процедурвРуководстве посистемеменеджмента применительнокцелям, областиикритериямаудита

Анализзаписейпо обучению.

Тестирование, собеседование

Организационные ситуации

Способностьэффективно функционироватьсучетомуровнякультурыорганизации, организационныхструктури структурыотчетности

Работаворганизации покрайнеймереодингод вкачественаблюдателя

Анализзаписейпо работе

Применяемыезаконы, технические регламентыидругие требования

Способностьидентифицироватьипониматьприменениесоответствующихнормативных правовыхактов, содержащих нормативныетребованияохранытруда

Полныйкурсобученияпозаконам, нормам, относящимсякдеятельностиипроцессам, подвергающимсяаудиту

Анализзаписейпо обучению. Наблюдение

Процессы, оборудованиеипродукция, включаяуслуги

Способностьидентифицироватьпродукцию, процессыпроизводства, техническиеусловия

Опытработыворганизации

Анализзаписейпо работе

Библиография

[1] ПостановлениеМинтрудаРоссии и
МинобразованияРоссииот 13 января 2003 г. 1/29

Порядокобученияпоохранетрудаипроверкизнанийтребованийохраны трудаработниковорганизаций

Ключевыеслова: системауправленияохранойтруда, проверка (аудит) системыуправленияохраной труда

 



Разместить рекламу на этом месте