Тематическая подборка

Отметить документ для дальнейшей работы

Автомобильные дороги. Проблемы экологии при строительстве и эксплуатации автомобильных дорог. Тематическая подборка

заключает в себя автодорожную и внеотраслевую индустрию, автомобильные дороги и сооружения на них и транспортные средства. Каждая составляющая оказывает присущее ей локальное негативное воздействие на окружающую среду, однако в целом влияние инфраструктуры носит не только региональный, но и глобальный характер (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Схема взаимодействия дорожно-транспортной инфраструктуры с окружающей средой

Автомобильная дорога как инженерное сооружение нарушает природные ландшафты, изменяет режим стока поверхностных и грунтовых вод. При пересечении речных долин на подходах к искусственным сооружениям нарушается средняя скорость преобладающих ветров, что приводит к изменению микроклимата и взаимосвязанных с ним явлений во флоре и фауне. Дорога может нарушить традиционные сезонные пути миграции животных и насекомых. Стремление дорожников к снижению затрат за счет применения в строительстве конструктивных слоев из местных некондиционных материалов и отходов промышленного производства не всегда оправдано, так как пиритовые огарки, ртутьсодержащие отходы, каменноугольные дегти, смолы и пески, кумароновые смолы, радиоактивные породы, разнообразные шламы цветной металлургии способны загрязнять придорожную полосу токсичными веществами. Например, Б.М. Лебедев в своих исследованиях приводит факты использования фенольной смолы в качестве вяжущего в основании дорожной одежды в Пермской области, которая вызвала интенсивное загрязнение далеко за пределами дороги. При проектировании обхода г. Брянска специалистами Воронежского ГипродорНИИ не были учтены последствия гравитационного воздействия насыпи на грунтовые воды, в результате чего при строительстве дороги несколько гектаров строевого леса было подтоплено и деревья погибли.

С момента ввода дороги в эксплуатацию происходит миграция химических веществ из дорожных вяжущих материалов:

1) перемещением частиц и их перемешиванием в приземных слоях воздуха в результате износа и механического повреждения дорожных покрытий;

2) диффузией с поверхности полотна дороги.

Известно токсическое свойство каменноугольных смол, которые при контакте с кожным покровом человека вызывают поражение фолликулярного аппарата, фотодерматиты, а также, проникая через кожу, - патологические изменения печени, почек, селезенки. Явления кожно-резорбтивного действия этих смол могут проявляться не только при непосредственном контакте с ними, но и путем резорбации их паров через кожу из воздуха [71]. Длительное вдыхание цементной пыли с большим содержанием диоксида кремния ведет к развитию фиброзного процесса в легких.

В продуктах пиролиза каменного угля содержится бенз(а)пирен, который может поступать в атмосферный воздух придорожной полосы с дорожной пылью. Он образуется в результате износа дорожного покрытия [42], однако методики определения его в зоне влияния автомобильных дорог еще не создано.

Продукты износа покрышек, тормозных накладок автомобилей и покрытия автомобильной дороги, просыпанная и раздробленная колесами часть перевозимых по дороге грузов, противогололедные материалы турбулентным потоком воздуха распыляются в атмосферу, системой водоотводных сооружений переносятся в водоемы с аккумуляцией их в донном иле и последующим отравлением живых организмов.

Кроме того, при сложившейся инфраструктуре, характере расселения людей прокладка новой дороги вносит порой довольно значительные социальные изменения, положительные для пользователей транспортом и отрицательные для населения мест, через которые проходит транзитное движение. Уже сегодня строительство новых дорог вызывает обоснованные протесты местного населения и общественных организаций.

В зависимости от состава и интенсивности движения происходит бытовое загрязнение почвы, растений придорожной полосы, водоемов людьми, пользующимися дорогой.

Инженерные сооружения, к числу которых относятся мостовые переходы, трубы, развязки, тоннели различного заложения, подпорные стенки и защитные сооружения имеют свою специфику влияния на окружающую среду. При строительстве мостовых переходов происходит переформирование береговой линии, изменение сечения водотока и контуров водоема, при этом нарушается гидрологический режим, проявляются размывы и потеря общей устойчивости массива, одновременно зачастую возникает необходимость охраны рыбных запасов, так как могут быть уничтожены нерестилища и зимовальные ямы, в которые ежегодно устремляются косяки рыбы.

Значительный вред окружающей среде, почвам и растительности оказывают ОГ автомобилей, в которых содержатся более 200 токсичных веществ, в том числе оксид углерода, диоксиды азота и серы, сажа, альдегиды, соединения свинца и другие тяжелые металлы [26, 77]. Автотранспортные тепловые и газообразные выбросы существенно изменяют качественный и количественный составы атмосферного воздуха, его энтропию, что влечет за собой ухудшение микроклимата в придорожной полосе. В связи с этим в крупных населенных пунктах микроклиматические изменения характеризуются увеличением температуры воздуха на несколько градусов, снижением ультрафиолетовой радиации до 30 %, уменьшением видимости, увеличением облачности и осадков, изменением циркуляции воздуха [4, 42].

К настоящему времени в ряде районов центра России, Урала на долю автомобильно-дорожного комплекса приходится почти 67% контаминантов от общих загрязнителей атмосферы. По данным проф. И.Е. Евгеньева, из-за технического несовершенства транспортных средств, неудовлетворительной их эксплуатации, а также низкого качества транспортной сети ущерб окружающей человека среде, наносимый движением автомобилей, в нашей стране значительно выше, чем за рубежом [22-24].

Взаимодействие автомобильного транспорта и всей дорожной сети с окружающей природной средой является в настоящее время одной из составных частей мировой экологической проблемы. Глобальный экологический кризис привел к признанию "пределов роста" в различных сферах. Особенно остро и быстро эта проблема встает при сооружении автомагистралей и дорог высоких категорий [24-25]. Осознание того, что большое воздействие на размывание и частичное разрушение защитных границ биосферы оказывают токсичные выбросы транспортных потоков потребовало согласованных действий мирового сообщества.

В 1992 г. в г. Рио-де-Жанейро состоялась Всемирная конференция ООН по окружающей среде, на которой 180 государств, включая Россию, приняли новую концепцию "устойчивого развития" [25], которая предполагает предотвращение дальнейшего разрушения среды обитания путем установления приоритета социально-экологических требований над технико-экономическими.

В нашей стране некоторые принципы устойчивого развития вошли в закон "Об охране окружающей среды" 1992 г. [23]. В порядке выполнения этого закона Правительством России 1 декабря 1994 г. было принято постановление № 1310 "О федеральной целевой программе совершенствования и развития автомобильных дорог Российской Федерации"Дороги России" на 1995- 2000 годы" [22-23], в котором предусмотрены мероприятия по снижению отрицательного воздействия автомобильных дорог на окружающую среду.

Впервые в нашей стране экологический подход к проектированию автомобильных дорог осуществил в 60-е гг. проф. В.Ф. Бабков, который обосновал требования к сочетанию трассы дороги с природным рельефом и ландшафтом [18]. Книги Н.П. Орнатского по вопросам дорожной экологии не утратили практической ценности до настоящего времени [40]. Цикл исследований по транспортному шуму и способам защиты от него был выполнен проф. П.И. Поспеловым и проф. Г.Л. Осиповым. В МАДИ выполняется: ряд работ по дорожной экологии под руководством проф. Е.М. Лобанова и М.В. Немчинова.

Важное значение для практики выбора вариантов проложения трассы на местности имеют методика идентификации ландшафтов А.К. Виноградского и методика сравнения вариантов трассы с учетом загрязнения воздуха проф. В.В. Филиппова. Проблемам сокращения выбросов на АБЗ при производстве асфальтобетонных смесей посвящены исследования С.В. Порадека. Проф. А.П. Васильев и ученые его научной школы выполнили значительный объем исследований влияния природных факторов на транспортно-эксплуатационные характеристики дороги [4]. Работы проф. В.В. Сильянова и проф. Е.М. Лобанова выявили важнейшее значение "человеческого фактора" для безопасности движения. К рассмотрению предлагалась новая система "водитель – автомобиль - дорога" и по мере накопления материалов исследований влияния природно-климатических условий к этой системе добавился новый элемент "окружающая среда", после этого системная модель получила логическое завершение (рис. 1.2).

Рис. 1.2. Взаимодействие системы "водитель – автомобиль – дорога - окружающая среда"

Проблемами рационального использования и охраны геологической среды при дорожном строительстве занимается проф. В.Д. Казарновский. Значительный вклад в изучение проблем взаимодействия дорожно-транспортного комплекса с окружающей средой внес проф. В.К. Курьянов.

Большинство из перечисленных работ посвящены учету требований охраны окружающей среды при проектировании автомобильных дорог. Следует отметить, что проводимые в последние годы работы по исследованию загрязнения атмосферы воздуха и почв контаминантами ОГ, поверхностных и грунтовых вод продуктами смыва вредных веществ с поверхности дорог, а также по шумовому и вибрационному воздействию выполняются как частные задачи без учета их совместного влияния. Из-за недостаточного числа изученных функциональных зависимостей взаимодействия дорожного движения с окружающей средой и трудностей, связанных с оценкой взаимного влияния многочисленных вариационных параметров, отсутствует математический аппарат, позволяющий производить адекватную оценку загрязнения и прогнозирование для реальных условий эксплуатации. Экологические недостатки существующей сети дорог в свете концепции ее устойчивого развития диктуют необходимость их постепенного смягчения и устранения в процессе эксплуатации.

Необходимость комплексной оценки и прогнозирования процессов воздействия дорожно-транспортной инфраструктуры на природные территориальные комплексы обусловлена увеличением плотности сети автомобильных дорог и потребностью в их качественном улучшении, связанной с возрастанием автомобильных грузовых и пассажирских перевозок. Каждый конкретный природный территориальный комплекс в соответствии с ГОСТ 17.8.1.01-80, включающий в себя геологическую, водную, воздушную сферы, почвы, растительный, животный мир и физические поля, претерпевает изменения различной степени экологической опасности [58].

Общая информация

Документ:
Тематическая подборка
Название:
Автомобильные дороги. Проблемы экологии при строительстве и эксплуатации автомобильных дорог. Тематическая подборка
Начало действия:
2000-01-01
Дата последнего изменения:
2007-05-11
Вид документа:
Тематическая подборка
Утвержден:
Информавтодор(20),
Разработчики документа:
Информавтодор(12),
Все страницы Постраничный просмотр: << 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 >>



Описание Текст документа