Поиск:  
 
Примеры: ГОСТ Р 34.1980.4-93   Нефть   28906-91   охрана труда   методика пожар   50571   Геоинформационная система   Промышленная безопасность
 
Добавить в избранное
Размещение рекламы
в документах

Получение разрешения Главгосэкспертизы

Закладки Нормативные документы ГОСТы Тендеры Услуги! Форум
Разместить рекламу на этом месте

Обзорная информация

Скачать PDF

Документ:Обзорная информация
Название:Каменные мосты России (федеральные автомобильные дороги). Обзорная информация
Начало действия:2004-12-08
Дата последнего изменения:2009-12-18
Вид документа:Обзорная информация
Область применения:Данный выпуск обзорной информации посвящен эксплуатации каменных арочных автодорожных мостов. На федеральной сети таких сооружений осталось очень мало и в настоящее время сохраняется тенденция к замене их на современные конструкции из стали и железобетона, несмотря на то, что по долговечности каменные мосты превосходят сооружения из любых других материалов. В обзоре показано, что, исходя из опыта строительства и эксплуатации известнейших каменных мостов Европы, а также отечественного опыта, при правильном подходе к проектированию и содержанию срок их службы может измеряться сотнями лет. Кроме того, дается описание различных сооружений и технологий по ремонту и реконструкции, опробованных па отечественных каменных мостах через реки (например, через p.p. Пахру и Логиновку) и множественные ручейки на федеральных и местных дорогах. Таким образом, появляется надежда, что в России удастся не только сохранить существующие каменные мосты, как национальное достояние, но и возродить каменное мостостроение
Разработчики документа: ГП "Росдорнии"(119),

Постраничный просмотр! Все страницы Отдельные страницы: << 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
e:none'>В настоящее время системный подход к строительству каменных (арочных) мостов возможен, в первую очередь, в Дагестане. И одной из причин такого утверждения является наличие в большом количестве на территории республики главного строительного материала - камня. В предгорьях и горах Кавказа, занимающих большую часть территории Дагестана, с древних времен камень безраздельно властвовал в качестве строительного материала.

«...Камень! Безмолвен, величав, тверд и неподатлив! Но как он мягок в руках мастера! Из камня неоднородного, серого, многокрасочного, многоликого возводились еще с доисторических времен монументальные сооружения, украсившие нашу землю. Мосты, мечети, соборы, храмы. Какие только рукотворные сооружения не воздвигало человечество из камня!...» [21].

Данное высказывание О.М. Аскандарова объясняет вторую причину оптимизма о будущем каменного мостостроения. Эта причина - в людях и их многовековом опыте строительства мостов, передаваемом в рассказах, легендах, песнях из поколения в поколения. Возможно этот опыт начинался в скифские времена, когда еще в VI в. до н.э. шел активный поиск торговых и культурных связей с Закавказьем по многим вьючным тропам и другим сухопутным путям. Один из таких путей пролегал вдоль Каспийского моря («Дербентский проход»). Таких древних троп-путей было много в Дагестане (например, на территории нынешних Ахтынского, Рутульского и других районов) и постепенная их трансформация в «дороги» сопровождалась строительством через множество Койсу различных мостов, больших и маленьких, в том числе и каменных. При этом использовались, в основном, только местные трудовые ресурсы, т.е. местное население, в обязанности которого входила доставка на своих плечах строительных материалов, укладка этого материала «в дело», а затем доставка по мосту и дороге военного снаряжения, орудий и провианта.

Плановое строительство мостов в Дагестане началось в середине XIX в., когда уже имелся петербургский опыт и опыт строительства мостов на первом шоссе России. К этому периоду относится возведение каменных мостов через Казикумухское и Аварское Койсу, построенных под руководством инженера Винча.

Существующий парк эксплуатирующихся каменных арочных мостов Дагестана, созданный за 150 лет строительства, включает более 500 сооружений, т.е. 25% от общего их числа в республике. Имеется много каменных мостов и на железнодорожных трассах.

Строились каменные мосты военными строителями, специализированными строительными подразделениями, в том числе по строительству дорог и мостов, дорожными участками и колхозами. Дорожная бригада колхоза, включающая от 5 до 10 человек, имела в своем составе высококвалифицированных каменщиков, от умения которых «делать кладку» зависело очень многое. Подобными бригадами мосты длиной до 50 м строились за 1 - 4 месяца, включая устройство кружал и их демонтаж. Возможно, что благодаря этому во многих районах Дагестана сегодня нет временных мостов.

Большая часть каменных мостов - малые сооружения с одним-тремя пролетами длиной 2 - 8 м. Но есть сооружения, составляющие гордость Дагестана и всей России. Вот некоторые из них, расположенные на местной сети.

• Мост через р. Гюльгеры-Чай в г. Касумкенте, имеющий самую большую длину из действующих мостов (построен в начале 30-х годов XIX в.). Длина моста 260 м (рис. 26,а).

• Мост у с. Ихрек (рис. 26,б), построенный в 1956 г. (длина 75 м) и имеющий форму сводов и местоположение проемов, напоминающие примененные в древних персидских мостах, например, в Красном мосте XI в. или мосте Мианеха XVI в., и многих европейских мостах средневековья, имеющих готические арки.

• Мост через р. Унсатлен, построенный болтхинскими дорожниками (взамен железобетонного моста довоенной постройки) в 1964 г. Мост имеет длину 140,5 м и габарит 8 м.

Рис. 26. Функционирующие большие каменные арочные мосты на дорогах Дагестана:
а - через р. Гюльгеры-Чай в г. Касумкенте; б - через р. Ихрек

Рис. 27. Мост через р. Калачай у с. Кала (l = 115 м)

• Мост через р. Калачай у с. Кала, построенный Рутульским дорожным участком в 1964 г. на дороге Рутул - Мишлеш (рис. 27).

• Мост (рис, 28) на туристической трассе у пос. Гуниб (мост Дружбы) длиной 54 м с самым большим на Кавказе пролетом каменного моста (l =26 м) и самым пологим сводом (f/l = 1/6), вторым по пологости в России после р. Пахры в Подмосковье.

Мост на Вентлящевском перевале (длина 54 м, схема 3×12 м (f/l = 1/3), построенный дорожным участком Советского района в 1985 г.

Рис. 28. Мосту пос. Гуниб (мост Дружбы)

6.2. Мосты через р. Гюльгеры-Чай

На единственной федеральной дороге Дагестана М29 «Кавказ» (Ростов - Баку) нет сегодня каменных арочных мостов. За все время существования Федерального дорожного ведомства (ныне - Федеральное дорожное агентство Минтранса России) перестроены все каменные мосты на этой дороге на железобетонные, сталежелезобетонные или трубы. Но одно из старых сооружений осталось в стороне от существующей трассы: оно не числится ни в федеральных списках и не относится к местной сети, поскольку никакая сеть через этот мост не проходит. И он уже стоит более 30 лет (рис. 29) в стороне от шумной трассы, частью которой он когда-то был.

Возведение в начале 30-х годов прошлого века моста на дороге Ростов - Баку у с. Советское положило начало строительству серии однотипных мостов разной длины через р. Гюльгеры-Чай в г.г. Касумкенте, Хиве, Тпиге. Все мосты строились фактически методом народной стройки, в которой участвовали строительные бригады колхозов, при их возведении использовались одинаковый материал и единая технология.

Рис: 29. Мост через р. Гюльгеры-Чай на автомобильной дороге М29 «Кавказ»:
а - вид на промежуточную опору; б - общий вид моста

Старый неэксшгуатируемый мост через р. Гюльгеры-Чай (см. рис. 29) расположен на 979-м км автомобильной дороги Ростов - Баку рядом с двумя автодорожными мостами более поздней постройки:

- железобетонным мостом постройки 1963 г. в 30 м выше по течению, закрытым для движения из-за значительного физического износа (находится в аварийном состоянии) и недостаточной пропускной способности (имеет габарит 8 м);

- новым железобетонным мостом постройки 1996 г. с габаритом 11,5 м в 70 м выше по течению от каменного моста (по нему в настоящее время осуществляется движение по федеральной дороге).

Каменный мост через р. Гюльгеры-Чай являлся самым длинным в России и Советском Союзе из каменных мостов (длина 322 м), имея габарит 5 м. Он состоит из 17 пролетов длиной 14,5 - 16,5 м в свету с сегментными сводами, имеющими пологость от 1/2,5 до 1/3. Форма сводов очень близка к той, которую имел известный в Дагестане каменный однопролетный арочный мост через р. Ахты-Чай (длиной 14,5 м), расположенный в Ахтынском районе (недалеко от р. Гюльгеры-Чай) и считавшийся до моста через эту реку образцом местного строительства (построен под руководством народного зодчего Дагестанской АССР И. Юнусова в 1930 г. [2]).

Своды моста через р. Гюльгеры-Чай сложены из местного желтоватого песчаника средней прочности в виде грубой кладки «в прикол» с применением тесаных камней чистой и получистой тески на внешнем ряду снизу и по фасаду. Толщина сводов 0,84 - 0,86 м, примененный раствор - известково-пуццолановый марки М10.

Щековые стены выложены из галечника на илисто-песчаном известково-пуццолановом растворе (см. рис. 29,а). Фундаменты опор мелкого заложения выполнены в виде бутовой кладки «в прикол» из постелистого камня, облицовка фундамента - массивная грубая кладка «в прикол» из груботесаного известняка.

Этот мост просуществовал всего лишь 30 лет. Основной причиной его разрушения следует считать расположение объекта в месте косого пересечения водного потока мостом: угол между осью водного потока в межень и осью опор составляет 20 - 30°, а при меандрировании русла доходит до 40°, что фактически снижает рабочее отверстие моста при пропуске паводковых вод вдвое. Из-за этого и недостаточного заглубления фундаментов промежуточных опор имеются размывы и разрушение фундаментов на участке от опоры № 11 до опоры № 17 (износ фундаментов на этом участке близок или выше предельного и составляет 50 - 80%). Величина размыва у некоторых опор превысила отметку заложения фундамента, воронки местного размыва обнажили основание (скальные породы).

Направление водного потока по отношению к оси опор имеет важнейшее значение для долговечности сооружения, что и проявилось в рассматриваемом мосте в полной мере. Данный мост является единственным представителем сооружений с опорами на естественном основании, печальная судьба которого является, в первую очередь, следствием его неудачного расположения.

Аналогичный мост, но выше по течению на 16 км, пересекает р. Гюльгеры-Чай под прямым


Все страницы Постраничный просмотр:
<< 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
Разместить рекламу на этом месте