ПБ 10-14-92

Отметить документ для дальнейшей работы

Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов

ГОСГОРТЕХНАДЗОР РОССИИ

ПРАВИЛА
УСТРОЙСТВА И БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ

ПБ 10-14-92

Обязательны для министерств, ведомств, объединений, организаций и предприятий независимо от форм собственности и граждан

СОГЛАСОВАНЫ   с Советом Федерации независимых Профессиональных Союзов России 02.12.92

СОГЛАСОВАНЫ   с Министерством архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации 23.12.92

УТВЕРЖДЕНЫ       Госгортехнадзором России 30.12.92

Настоящие Правила разработаны на основе Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденных Госгортехнадзором СССР 30 декабря 1969 г.

При составлении и редактировании Правил были учтены замечания и предложения ряда министерств, ведомств, научно-исследовательских институтов, промышленных предприятий, заводов-изготовителей, органов Госгортехнадзора и других заинтересованных организаций.

В Правилах изложены нормы, которым должны отвечать изготовляемые краны, а также требования по установке кранов и по обеспечению безопасности при их эксплуатации.

Настоящие Правила обязательны для исполнения руководящими и инженерно-техническими работниками, связанными с проектированием, изготовлением, монтажом, ремонтом, эксплуатацией и диагностированием грузоподъемных кранов.

С введением в действие настоящих Правил теряют силу Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденные Госгортехнадзором СССР 30 декабря 1969 г.

Настоящие правила вступают в силу на территории России с 15 сентября 1993 г.

Внесены изменения и дополнения № 1, утв. постановлением Госгортехнадзора России от 08.07.98 г. № 41

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие Правила устанавливают требования к проектированию, устройству, изготовлению, установке, ремонту, реконструкции и эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов, а также грузозахватных органов, приспособлений и тары.

1.2. Настоящие Правила распространяются на:

а) грузоподъемные краны всех типов, включая краны-манипуляторы;

б) грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления;

в) краны-экскаваторы, предназначенные для работы только с крюком, подвешенным на канате, или электромагнитом;

г) электрические тали;

д) лебедки для подъема груза и (или) людей;

е) сменные грузозахватные органы (крюк, грейфер, грузоподъемный электромагнит и т.п.);

ж) съемные грузозахватные приспособления (стропы, захваты, траверсы и т.п.);

з) несущую тару, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве (ковши, мульды, изложницы и т.п.), а также в морских и речных портах, требования к которым устанавливаются отраслевыми правилами или нормами.

1.3. Настоящие Правила не распространяются на:

а) грузоподъемные машины, установленные в шахте, на морских и речных судах и иных плавучих сооружениях, на которые распространяются специальные правила;

б) экскаваторы, предназначенные для работы с землеройным оборудованием или грейфером;

в) краны, предназначенные для работы только с навecным оборудованием (вибропогружателями, шпунтовыдергивателями, люльками, буровым оборудованием и т.п.);

г) грузоподъемные машины специального назначения (например напольные, завалочные и посадочные машины, трубоукладчики, электро- и автопогрузчики, штабелеры, путе- и мостоукладочные машины, манипуляторы и т.п.);

д) монтажные полиспасты и конструкции, к которым они подвешиваются (мачты, шевры, балки и т.п.);

е) специальные грузоподъемные машины военного ведомства;

ж) ручные тали.

1.4. Основные термины и определения, применяемые в тексте настоящих Правил, приведены в приложении 1. Перечень нормативной документации и международных стандартов, действующих в России, приведен о приложении 2.

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Разработку нормативной документации на грузоподъемные машины должны осуществлять головные научно-исследовательские организации (приложение 3). Разработку проектов на изготовление грузоподъемной машины должны выполнять головные научно-исследовательские и специализированные организации, имеющие разрешение (лицензию) органов Госгортехнадзора.

2.2. Разработка проектов, технических условий и другой нормативной документации на изготовление грузоподъемных машин, предназначенных для работы во взрывопожароопасных средах, должна осуществляться с учетом требований Правил устройства электроустановок и нормативных документов РД 24.090.96 и РД 24.090.91. Проектом должны быть предусмотрены меры по созданию безопасных условий для работы грузоподъемной машины в такой среде.

Возможность работы грузоподъемной машины во взрывопожароопасной среде (с указанием категории среды) должна быть указана в паспорте, а также в инструкции по эксплуатации.

2.3. Проектирование и изготовление грузоподъемных машин, предназначенных для эксплуатации в районах с расчетной температурой ниже -40 °С, должны осуществляться в исполнении ХЛ по ГОСТ 15150.

Проектирование и изготовление грузоподъемных машин, предназначенных для эксплуатации в районах с расчетной температурой не выше +40 °С и не ниже -40 °С, должны осуществляться в исполнении VI по ГОСТ 15150.

Проектирование и изготовление грузоподъемных машин, предназначенных для эксплуатации в сейсмических районах (более 6 баллов), согласно СНиП II-7, должны осуществляться в сейсмостойком исполнении.

2.4. За качество проекта, изготовления, монтажа, реконструкции, ремонта грузоподъемной машины, сменных грузозахватных органов и съемных грузозахватных приспособлений, а также за соответствие их настоящим Правилам несет ответственность организация, выполнявшая соответствующую работу.

2.5. Грузоподъемные машины, их узлы, механизмы, станции управления, системы защиты и приборы безопасности, приобретаемые за рубежом, должны соответствовать требованиям настоящих Правил. Соответствие должно быть подтверждено сертификатом органа по сертификации подъемных сооружений.

Паспорт, инструкция и другая эксплуатационная документация, поставляемая с грузоподъемной машиной, должны быть переведены на русский язык и соответствовать требованиям настоящих Правил.

Возможные отступления от Правил должны быть согласованы поставщиком или изготовителем с Госгортехнадзором России до заключения контракта.

Согласование отступлений, сертификат соответствия или его заверенная копия должны быть приложены к паспорту грузоподъемной машины.

Права, обязанности и ответственность участников сертификации, а также условия ввоза импортируемой продукции определяются в соответствии с законом Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг».

2.6. Грузоподъемность и другие параметры, а также габариты грузоподъемной машины должны соответствовать государственным стандартам, техническим условиям, а в случае их отсутствия должны быть установлены техническим заданием на проектирование или другим документом по ГОСТ 15.001.

2.7. Проектирование грузоподъемных машин должно выполняться в соответствии с ИСО 4301/1 и другой нормативной документацией.

2.8. Стреловые самоходные, железнодорожные и прицепные краны, краны-экскаваторы, башенные и портальные краны должны быть устойчивы в рабочем и нерабочем состоянии.

Расчет устойчивости крана должен производиться при действии испытательной нагрузки, действии груза (грузовая устойчивость), отсутствии груза (собственная устойчивость), внезапном снятии нагрузки и монтаже (демонтаже).

У кранов, по условиям эксплуатации которых требуется опускание ненагруженной стрелы в горизонтальное положение, должна быть обеспечена устойчивость при таком положении стрелы.

Расчет устойчивости грузоподъемных кранов должен производиться в соответствии с нормативной документацией головных научно-исследовательских организаций, согласованной с Госгортехнадзором России.

Общая информация

Документ:
ПБ 10-14-92
Название:
Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов
Начало действия:
1993-09-15
Завершения срока действия:
1999-12-31
Вид документа:
ПБ
Разработчики документа:
Госгортехнадзор России(329),
Все страницы Постраничный просмотр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 >>



Описание Текст документа